Контакты
Телефоны
+998712050797,
Электронная почта
uz@enecagroup.com
Найти
Как COVID изменил Ритейл. Новые тренды. Восстановление спроса или это отложенный спрос?! Что такое реконцепция?!

Как COVID изменил Ритейл. Новые тренды. Восстановление спроса или это отложенный спрос?! Что такое реконцепция?!

Изменения неминуемы. Рост посещаемости ТРЦ отмечаемый в РБ последние время, носит временную тенденцию, люди соскучились, для многих доступ в торговые центры был некоторое время закрыт из-за ограничений и соображений вирусной безопасности. Скорее всего рост, это эффект компенсации - отложенный спрос.

Отложенный спрос после ряда противовирусных ограничений и страха посещать общественные места уже иссякает и оптимистичный рост заканчивается.

Роль ТРЦ меняется во всем мире, это эволюционный процесс, и он заденет отрасль глобально во всех странах и страны СНГ не исключение. Согласно исследованиям, некоторых крупных международных агентств, около 24% — опрошенных до пандемии раз в неделю посещали ТРЦ и только 12% — намерены посещать их после пандемии. Очевидно, что торговые центры уже не будут такими, как прежде.

Как COVID изменил Ритейл

Реконцепция выгоднее чем эксплуатация существующих ТРЦ

Еще до пандемии существовало мнение, что торговые центры далеко не так рентабельны, как были 10 лет назад, а с учетом удара, который нанес Covid-2019, сегодня ТРЦ это уже не высокодоходный бизнес.

Часть арендаторов уходит в онлайн, причем значительная часть не вернется, а торговые центры останутся. Сегодня покупатель приходит в ТРЦ чтобы ощутить общий дух понравившегося бренда. Покупатель заранее изучает информацию о товаре в интернете и приходит в магазин, уже определившись с выбором, чтобы увидеть товар, потрогать его, а купить онлайн. За время пандемии эта тенденция укрепилась. Таким образом процесс покупки изменился безвозвратно.

Несмотря на снижение доходности, многие инвесторы уже в этом бизнесе и должны выполнять свои обязательства в том числе по кредитам. Если сложить весла и плыть по течению, то перспектив мало. Чтобы заставить людей вернуться, владельцы и арендаторы ТРЦ должны кардинально переосмыслить роль и функции своих объектов. Весь сектор ТРЦ вынужден проводить реконцепцию, это требует дополнительных затрат, но дешевле чем эксплуатация существующих ТРЦ в сложившихся условиях.

Как COVID изменил Ритейл

Потрать деньги на реконцепцию ТРЦ или закрывай ТРЦ, примерно так складывается сегодня ситуация. Вероятность третей волны пандемии тоже нельзя исключить, и необходимо принимать меры.

Из «торгово-развлекательных» в «развлекательно-торговые»

Многие арендаторы уходят онлайн, но тот же «Fashion» он останется, в виде витрины. Останется масс-маркеты с именем, такие как «Zara», «Nike», «H&M», «Bershka» и другие. Те, кто являются якорными арендаторами они никуда не денутся они востребованы, их средний чек их посещаемость, даже с учетом пандемии не изменились, то есть это такие «якоря», которые будут жить еще достаточно долго.

Остальные площади, освобождаемые менее именитыми магазинами, будут заполняться другими сферами услуг и ресторанами. Если в 1990-х годах на заведения питания в торговых центрах приходилось около 5% площадей, то сегодня это 15-20%, а в будущем этот показатель может достичь 50%.

Торговые центры станут местом, в которое люди будут приходить для удовлетворения широкого круга своих потребностей – для покупок, общения, игры, работы и питания. Местами в которых проводятся концерты, популярные мероприятия.

Как COVID изменил Ритейл

ТРЦ превратятся в развлекательные площадки для семейного отдыха, с возможностью прийти большой семьей с друзьями и получить удовольствие, не ставя целью что-то купить. Вы как посетитель ничего не покупаете вы развлекаете своих детей, вы пользуетесь разными видами услуг, такими как детские парки и центры, фуд маркеты, гастро маркеты, рестораны мировых кухонь, офисные помещения, спа-центры, косметические салоны, аптеки, клиники и т. п.

Это все является будущим ТРЦ и потихонечку это будет вымещать арендаторов, которые ушли в онлайн или, к сожалению, обанкротились и больше не существуют. Торгово-развлекательные центры превратятся в развлекательно-торговые.

Для такой трансформации потребуется частичная реконструкция существующих ТРЦ. Невозможно перестроить весь торговый центр, так как он спроектирован как ТРЦ. «fashion avenue» где собраны все бренды и другие особенности, могут функционировать, как и прежде. А над остальными помещениями можно экспериментировать, не нарушая какие-либо законодательные акты, не затрагивает несущие конструкции или важные инженерные системы, преобразовывать пространство для развлечений и других целей. Подобная реконцепция ТРЦ потребует дополнительных затрат, сумма которых зависит от площади ТРЦ. Сегодня стоимость такой реконструкции можно примерно оценить плюс-минус 10 миллионов долларов, если общая площадь ТРЦ около 300 тыс. м2, а около семидесяти пяти тысяч квадратных метров подлежит модернизации. Для ТРЦ меньших площадей сумма меньше.

Изменения, которые стимулировала пандемия, будут долгосрочными. Поэтому у владельцев ТРЦ сейчас есть возможность создать пространство совершенно нового типа, которое будет актуально и востребовано в течение многих лет.

В сложившейся ситуации арендаторы должны пересмотреть свои подходы к процессу покупки и предложить разные каналы, где возможности интернета сочетаются с высокотехнологичными торговыми точками. В свою очередь, владельцы ТРЦ должны подумать, как обеспечить практически круглосуточную посещаемость своего объекта.

 

Наша компания оказывает услуги по:

проектированию магазинов

Читать больше